Главная >  Потенциал энергии 

 

Новая страница 1. Юрий Когтев

 

Производители газа начнут с координации действий

 

ОПЕК - стабилизатор

 

В марте участники шестой встречи Форума стран - экспортеров газа (GECF) обсудят возможность создания газового альянса, который из утопии постепенно превращается в бизнес-концепцию. Учитывая, что ее инициаторами стали Россия и Иран, можно предположить, что судьба газовой ОПЕК окажется непростой. Тем не менее, производители газа постепенно дозревают до понимания необходимости координации действий при поставках топлива на внешние рынки.

 

Поиски способов избежания дублирования инвестиций, на мой взгляд, отвечают интересам потребителей , - сказал француз. По его мнению, именно ОПЕК помогла стабилизировать нефтяной рынок, и без этой организации нефтяные цены были бы гораздо выше. Глава Total уверен, что нефтяной альянс выполняет очень важную работу, удерживая цены под контролем.

 

Идея создания газовой ОПЕК , от которой российские власти сначала открещивались, а потом начали признавать интересной и заслуживающей обсуждения , получила неожиданную поддержку в Европе. Кристоф де Маржери, глава третьей по величине энергетической компании европейского континента Total, на днях заявил газете Times, что подобный альянс может сыграть позитивную роль в условиях, когда стоимость производства нефти и газа взлетели до облаков.

 

Он признал, что структура, которая объединит экспортеров газа, не может быть таким же картелем, как ОПЕК. Тем не менее, сказал глава монополии, механизм координации действий, конечно же, необходим. Крупные производители газа заинтересованы в согласовании долгосрочных стратегий в области разведки, добычи и экспорта газа, в оптимизации инвестиционных программ для того, чтобы предложение всегда точно соответствовало спросу .

 

Между тем Алексей Миллер, председатель правления Газпрома , говорит о создании газовой организации, как о деле решенном. После возвращения из Ашхабада, где он принимал участие в переговорах с новым президентом страны Гурбангулы Бердымухаммедовым, Миллер заявил журналистам Интерфакса , что крупнейшие мировые производители газа уже не конкуренты, а союзники.

 

6 марта потенциальные участники газового альянса соберутся на шестую встречу Форума стран - экспортеров газа (Gas Exporting Countries Forum, GECF). Министр нефтяной промышленности Ирана Казем Вазири-Хаманеи (Kazem Vaziri-Hamaneh) уже пообещал в начале февраля, что Иран, Россия и Катар в ходе этой встречи выдвинут на обсуждение вопрос о создании газовой ОПЕК.

 

Картель вместо форума

 

GECF была создана в 2001 г. и в настоящее время объединяет, помимо России, Ирана и Катара, также Алжир, Боливию, Бруней, Египет, Индонезию, Ливию, Малайзию, Нигерию, Норвегию (на правах наблюдателя), Оман, Тринидад и Тобаго, ОАЭ и Венесуэлу. Вместе эти страны контролируют 73% мировых газовых запасов и 42% мирового объема добычи.

 

Учитывая предложение Верховного лидера Исламской революции Аятоллы али Хаменеи о создании газового картеля наподобие ОПЕК, этот вопрос может быть вынесен на обсуждение сессии, - сказал министр. - После чего экспортирующие страны уже не будут нуждаться в форуме, так как образуют картель .

 

Плод возбужденной фантазии

 

До настоящего времени форум представлял собой площадку для обмена мнениями. У него не было ни штата, ни штаб-квартиры, члены GECF никогда не пытались оказывать влияние на газовый рынок. Однако в августе 2006 г. Россия и Алжир подписали меморандум о намерениях, в котором выразили намерение координировать газовые цены в Европе, и аналитики НАТО немедленно забили тревогу, разослав в ноябре 2006 г. письмо об угрозе создания газовой ОПЕК во главе с Россией.

 

Отвергает идею газовой ОПЕК и Норвегия. Как сообщил посол Норвегии в России Ойвинд Нордслеттен, в Осло не допускают возможности создания подобной организации. Мы в газовый ОПЕК не верим, однако расширение диалога между поставщиками и потребителями энергоресурсов может служить укреплению взаимопонимания в этой сфере , - сказал он.

 

Не все из стран, входящих в GECF, поддерживают создание газовой организации. Так, министр энергетики Катара Абдулла бин Хабам аль-Аттиях заявил незадолго до визита Владимира Путина в эту страну, что создание альянса маловероятно. Мы не видим необходимости в создании газовой организации, аналогичной ОПЕК, поскольку газовый рынок более сложный , - сказал министр. Вместо этого, по его мнению, экспортерам следовало бы сконцентрироваться на развитии GECF.

 

Есть скептики и в России. Например, зампредседателя правления Газпрома Александр Медведев выразил сомнение в том, что участники газового рынка будут способны одновременно согласовывать между собой цены на поставки газа . А министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко 7 февраля назвал домыслы о газовой ОПЕК плодом возбужденной фантазии - как раз за неделю до того, как Владимир Путин в Катаре счел идею картеля интересным предложением .

 

Категорически против подобной организации страны Запада. Так, госсекретарь по делам энергетики США Сэм Бодмэн заявил, что создание газовой группировки противоречит долгосрочным интересам как производителей, так и потребителей . Не раз выражал озабоченность созданием картеля и еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс, считающий, что такому крупному газовому рынку, как Европа, нужны транспарентные цены.

 

Независимо от того, чем закончится встреча GEPF, идея координации объемов инвестиций и уровней цен, похоже, овладевает умами газовых магнатов. Позиция ЕС заключается в том, чтобы вынудить экспортеров построить как можно больше газопроводов и терминалов по регазификации СПГ, и за счет этого устроить между поставщиками здоровую конкуренцию. При этом в ЕС готовы предоставлять новым участникам рынка льготные кредиты.

 

Сговор против сговора

 

Еще одной задачей газового ОПЕК может стать противодействие не менее спорной идее энергетического НАТО , то есть организации стран-потребителей, которая хотела бы приобретать газ на границе ЕС по оптовым ценам, не разрешая экспортерам торговать на розничном рынке Европы. При этом основная часть маржи между розничными и оптовыми ценами оставалась бы европейским посредникам, а не газопроизводителям, лишая их средств на поддержание добычи.

 

Но погашать затраты газопроизводителям все равно придется за счет газовых цен, поэтому нельзя исключать, что в некоторых случаях плановое хозяйство , подразумевающее учет тенденций спроса и объединение инвестиций разных стран в строительство дорогостоящих газопроводов, может оказаться эффективнее свободного рынка . В то же время количество источников газа для Европы не так велико, чтобы можно было устроить между ними реальную конкуренцию (см. Приложение .

 

Что нужно Путину

 

Сговор производителей поможет противостоять сговору потребителей, решили газовики. Валерий Язев, председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, в мае прошлого года объяснил, почему экспортерам нужно объединяться. Действуя преимущественно в одиночку, поставщики газа проигрывают переговорные процессы, навязываемые потребителями, действующими организованно, как картель , - сказал депутат.

 

Так считает, например, Кристиан Эгенхофер, аналитик по энергетике в Центре исследований европейской политики в Брюсселе, задавшийся вопросом, что именно послужило причиной растущей кооперации между Алжиром и Россией. Это может быть серьезная попытка Газпрома выстроить глобальный картель и за счет этого увеличить свое влияние, - рассуждает он. - Но, возможно, таким образом президент Владимир Путин повышает свои ставки, чтобы объяснить Европейскому Союзу, что у России также есть рычаги [в энергетическом диалоге] .

 

Проблема в том, что попытки начать реальную координацию действий с одной стороны немедленно приведут к таким же действиям с другой, и дальнейшие отношения производителей и потребителей будут складываться в обстановке взаимной подозрительности. Тем более, что в Европе рассматривают газовую ОПЕК не как бизнес-проект, а как политический инструмент, с помощью которого страны, богатые газом, но испытывающие недостаток демократии, будут диктовать свою волю газодефицитным демократическим режимам.

 

С этих позиций согласование долгосрочных стратегий в области разведки, добычи и экспорта газа и создание условий для того, чтобы предложение всегда точно соответствовало спросу , о чем говорил Алексей Миллер, может оказаться не лишним для стабильного снабжения Европы газом. Осталось убедить в этом Европу, но с учетом степени политизации газового бизнеса, для этого понадобится длительное время.

 

Такова типичная для Европы точка зрения на газовый картель, которую, конечно, нельзя признать совсем уж далекой от истины, но нельзя и считать объясняющей проблему исчерпывающим образом. Потому что у производителей газа есть законное право избежать в Европе такой ситуации, в которую они попали в Турции, где избыток трубопроводов и поставщиков привел к диктату потребителя и резко увеличил сроки окупаемости инфраструктурных проектов.

 

Почему Европа не Америка

 

Приложение 1.

 

Проблемы появились после начала реформирования газовой отрасли. В начале 90-х США приступили к либерализации внутреннего рынка. В каждом регионе ввели квоты поставок для независимых газопроизводителей и разрешили им напрямую выходить на потребителей. А для того, чтобы у региональных монополистов не возникал соблазн вытеснять конкурентов из трубы, обязали их выделить транспортные мощности из компаний и ввели правила свободного доступа к трубопроводам.

 

Опасения энергопотребителей получить в дополнение к нефтяной еще и газовую ОПЕК возникли в середине 90-х, когда встречи руководителей ведущих газовых компаний рождали предположения о скором появлении новой могущественной организации, способной диктовать цены на голубое топливо. Но особых оснований для них не было. И Газпром , и другие газовые монстры работали по долгосрочным контрактам, цены были привязаны к нефтяной корзине, что устраивало как продавцов, так и покупателей.

 

Желание сделать все как в Америке привело европейцев к тому, что они потребовали от газовых компаний предоставить независимым производителям часть розничного рынка, а также свободный доступ к трубопроводам. А недавно и вовсе предложили выделить транспортные мощности в отдельные предприятия и передать их под контроль компаниям, уполномоченным Комиссией ЕС. Последствия этих мер оказались неоднозначными: газ иногда дешевел, а иногда возникали сбои, и цены на спотовом рынке взлетали до небес.

 

Потребители получили возможность выбирать между поставщиками газа, что привело к значительному снижению розничных цен на газ и общему оживлению экономики. Следуя этому примеру, в 1998 году открыла для конкуренции свой газовый рынок и Великобритания. В том же году разработала Газовую директиву и континентальная Европа, начав ее воплощение в жизнь с 2000 года. В 2003 году появился новый вариант директивы, открывший путь к формированию конкурентного газового рынка в Европе.

 

Старые члены ЕС, возможно, уже начали осознавать, что Европа - не Америка, и европейцам нельзя слепо копировать заокеанскую модель либерализации. В Америке множество газовых месторождений, относительно небольшие расстояния между добычей и потреблением и равномерное экономическое развитие основных регионов потребления. А в Европе своих источников газа становится все меньше, а чужих также немного и находятся они за тысячи километров от рынка.

 

Другой рынок

 

Более респектабельные европейские страны исходят из того, что диверсифицировать источники энергоснабжения нужно, но и отпугивать надежных поставщиков, вынуждая их искать новые рынки и новые маршруты экспорта, было бы недальновидно. Впрочем, основные этапы газовой либерализации в Европе еще впереди, и насколько радикальными они окажутся, зависит от общей конфигурации сил в Брюсселе. А она пока далека от единой в отношении будущего европейского газового рынка.

 

Возможно, поэтому в 2006 г. Газпрому все же удалось продлить долгосрочные контракты с компаниями из Германии, Италии, Франции и даже получить ограниченный доступ к розничными рынкам этих стран. Но в ЕС есть и новые члены, которые практически на 100% зависят от российских поставок и хотели бы снизить эту цифру, причем желательно за счет союза. Им выгодно политизировать экономические конфликты и приравнивать энергетические риски к военной угрозе, тем более что такие призывы находят отклик в США.

 



 

Экономические корни энергетическойпроблемы. Преобразователи измерительные ци. АСКУЭ корпоративных заказчиков с. Ежегодно Украина теряет генериру. Комплексная автоматизация департамента энергоснабжения.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0232